четверг, 18 марта 2010 г.

Экзистенциальная психология и психотерапия. Венская школа экзистенциальной психологии и психотерапии. В. Франкл и А. Лэнгле.

Авторская школа.
17 марта 2010

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, в еврейской семье. Во время учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо почва для этого увлечения была самая благодатная: в то время в Вене жил Зигмунд Фрейд и функционировало Венское психоаналитическое общество.
В. Франкл написал 3. Фрейду восторженное письмо и скоро получил ответ, между ними завязалась переписка. Основателю психоанализа понравился активный и любознательный юноша, высказывающий интересные мысли. Он помог Франклу опубликовать его статью в Международном журнале психоанализа. Однако тот, изучив различные направления психоаналитической науки, заинтересовался идеями Адлера, основавшего Вторую венскую школу психотерапии, тем самым отделившись от фрейдистского направления в психологии. Психотерапевтическое образование он получил в школе индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Здесь он нашел также своих прямых учителей – Освальда Шварца и Рудольфа Аллерса. Их влияние помогло Франклу открыть свою задачу, сопутствовавшую ему в течение всей его последующей жизни, – борьбу с психологизмом в психотерапии.
В 1924 г. Виктор Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он окончательно определился в своем выборе и присоединился к адлерианской школе индивидуальной психологии. Ознаменованием выбора стала его статья в Международном журнале индивидуальной психологии, полностью отвечающая всем идеям этой школы.
Суть этой особой психолого-терапевтической системы состоит в том, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. В детстве человек чаще всего не может реализовать свою индивидуальность, результатом этого становятся комплексы, появление которых также может быть спровоцировано несовершенством социального положения человека или его положения внутри различных общностей. Эти комплексы становятся причиной появления либо чувства превосходства над миром (которое выражается путем тирании близких, мании величия, заносчивости), либо наоборот — злоупотребления беспомощностью, что часто приводит к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Основная задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти жизненную линию, ставшую причиной нервозности, и исцелить пациента методом ободрения.
Но и это направление не отвечало полностью зарождающимся идеям самого В. Франкла. В центре его интересов стояло то, что он называл “специфически человеческим”, – духовность человека, находящая особое выражение в поиске смысла. Он не хотел допускать, чтобы эта специфически человеческая черта стала жертвой механистического редукционизма. Подобная позиция вскоре привела к конфликту с Альфредом Адлером, исключившим Франкла из Общества в 1927 году после выхода оттуда Шварца и Аллерса (Längle, 1998;Titze, 1985). В результате он стал усиленно изучать экзистенциальную философию и феноменологию Макса Шелера. Незадолго до депортации в концлагерь (1941/1942 гг.) Франкл создал своё главное произведение по экзистенциальному анализу и логотерапии (Frankl, 1982), которое, однако, там пропало.
Тем не менее общение с Альфредом Адлером оказало на него большое влияние, и все творчество Франкла так или иначе связано именно с индивидуальной психологией.
В это время им был сформулирован термин «логотерапия», который впоследствии стал одним из основных понятий его психоаналитической концепции. В это слово Франкл вкладывал нечто большее, чем другие психологи.
«Логотерапия» для названия моей теории. «Логос» по-гречески означает «смысл». Логотерапия, или как ее называют некоторые авторы-третья Венская школа психотерапии, занимается самим смыслом человеческого существования, так же, как и поисками этого смысла. Согласно Логотерапии, борьба за поиск смысла жизни является основной движущей силой для человека. Поэтому я говорю о «стремлении к смыслу» ( will to meaning) в противовес принципу удовольствия ( или, как мы так же можем назвать его-«стремление к удовольствию» (will to pleasure), на котором сконцентрирован Фрейдовский психоанализ, а также в противовес «стремлению к власти» (will to power), выделяемой Адлеровской психологией… Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных впечатлений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигнет возможности понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.
_____________________________________________________________________________
В своей книге «Логотерапия» В . Франкл пишет о том, что,… логотерапия-менее ретроспективна и менее интроспективна. Логотерапия сосредотачивается на будущем, иначе говоря, на предназначении и задачах, которые будут реализованы пациентом в будущем. В то же время Логотерапия разрушает все образования порочного круга и механизма обратной связи, которые играют такую большую роль в развитии неврозов. Так, типичная для невротика концентрация на себе разрушается, вместо того, чтобы подкреплять и поддерживать свое существование… Ло-готерапией пациент ставится перед необходимостью осознания собственного смысла жизни и переориентируется по отношении к этому смыслу. Мое шутливое определение Логотерапии верно, следовательно, в том смысле, или в связи с тем, что невротик старается избежать полного осознания своей жизненной задачи. Столкновение его с этой задачей, подведение его к полному ее осознанию, дает ему очень много для преодоления невроза…
Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать свою ответственность, поэтому она должна оставить ему право выбора ради того, ради чего, за то, или за кого он считает себя ответственным.


В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи, а в 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике. В это время он активно занимался клинической практикой и публиковался в различных медицинских журналах. Он создал и разрабатывал особую технику лечения, получившую название «техника парадоксальной интенции». Этот метод имел инверсионный характер и основывался на принципе «от противного». Врач «поощрял» невропатические проявления пациента, подкреплял его опасения, тем самым достигая положительного результата. На основе этого опыта клинической психиатрии постепенно формировались идеи логотерапии, или, по выражению В. Франкла, экзистенциального анализа. В логотерапии ученый отрицал как психоаналитические методы, так и методы индивидуальной психологии. Он стремился, создавая этот метод психиатрии, познавать не инстинктивное, а духовное содержание личности.
Примеры (из книги В. Франкла «Логотерапия»)
1. Случай, на этот раз относящийся к речи, а не к письму, представил мне коллега из ларингологического отделения поликлиники. Это был самый тяжелый случай заикания, с которым он столкнулся в своей многолетней практике. Никогда в жизни, сколько заика не пытался припомнить, он не был свободен от этого несчастья даже на секунду, кроме одного раза. И это случилось тогда, когда ему было 12 лет, и он приклеился на велосипеде к грузовику. Когда его поймал контролер, он подумал, что единственный способ спастись-это вызвать к себе жалость, и поэтому он постарался показать, что он-бедный заика. Как только он попытался заикнуться, у него ничего не получилось. Сам не зная того, он создал парадоксальное стремление, правда, без терапевтических целей.
2. Путем … логотерапевтической процедуры, пишет В. Франкл, мои сотрудники по Венскому поликлиническому госпиталю успешно справлялись с лечением неврозов, с навязчивой идеей преследования (obsessive-compulsive diaraeter nervo-ges) очень большой степени развития и продолжительности. Я вспоминаю, например, женщину 65 лет, которая в течение шестидесяти лет страдала от навязчивого умывания столь серьезно, что вынуждены были назначить лоботомию, как единственно возможную процедуру, которая могла бы принести ей облегчение. Однако мой сотрудник начал логотерапевтическое лечение методом парадоксального стремления, и двумя месяцами позже, больная была способна вести нормальную жизнь. Перед поступлением в клинику она призналась: «Жизнь для меня-ад!» Охваченная навязчивой идеей бактериологического преследования, она в конце концов была вынуждена оставаться в постели из-за неспособности делать любую домашнюю работу. Нельзя точно сказать, что сейчас она полностью свободна от симптомов, так как навязчивая идея снова может появиться в ее психике, но по крайней мере она способна «шутить над ней», как она сама говорит, иначе говоря, применять парадоксальное стремление.
3. Парадоксальное стремление может быть также применено в случае бессонницы; страх перед сном является результатом чрезмерного желания заснуть, которое, в свою очередь, мешало человеку сделать это. Чтобы преодолеть этот частный случай страха, я обычно советовал пациенту даже и не пытаться заставить себя спать, а наоборот - стараться не спать так долго, как это возможно. Другими словами, гиперстремление засунуть, возникающее из предваряющей тревоги «не сумею этого сделать!», должно быть замещено парадоксальным стремлением не засыпать, после которого должен последовать сон.

4. Парадоксальное стремление оказывается полезным инструментом лечения при условии навязчивой идеи преследования, ситуации страха, особенно в случаях с сильно выраженной предваряющей тревожностью. Более того, это краткосрочная терапевтическая процедура. Однако, не следует думать, что применение такой кратковременной терапии приводит лишь к временному терапевтическому эффекту. Одной из наиболее «общих иллюзий фрейдовской ортодоксии писал в последствии Emil A. Yutheil,- является то, что продолжительность результата соответствует длительности терапии». В моей карточке есть, например, сообщение о случае с пациентом, к которому парадоксальное стремление было применено более, чем 12 лет назад; терапевтический эффект оказался, тем не менее, постоянным.
Основные понятия логотерапии
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ.
Человеческое стремление к смыслу жизни также может быть фрустрировано, в этом случае Логотерапия говорит об «экзистенциальной фрустрации». Термин «экзистенциальный» употребляется в 3 значениях: • по отношению к существованию самому по себе, т.е. специфической человеческой форме
бытия, • к смыслу существования, • к борьбе за поиск конкретного смысла личностного существования, иначе говоря ,- стремлению к смыслу.
Экзистенциальная фрустрация так же не может привести к неврозу. По отношению к этому типу невроза Логотерапия выработала понятие «noogenic neurosis», в противопоставление неврозам в обычном смысле, т.е. психогенным неврозам. Нусогенные неврозы имеют своей причиной не психический, а скорее «нусогенический» ( от греческого слова «нус» (noosj), означающего ум, пласт человеческого существования. Это второй логотерапический термин, который означает нечто, принадлежащее «духовному» ядру личности. Необходимо, однако, иметь в виду, что в Логотерапии «духовное» не имеет преимущественно религиозного оттенка, а относится скорее к собственно человеческому измерению существования.
НУСОГЕННЫЕ НЕВРОЗЫ.
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и инстинктом, а скорее из-за конфликта между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов или, говоря более обще, из духовных проблем. Среди этих проблем экзистенцио-нальная фрустрация играет большую роль.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ.
Экзистенциальный вакуум-широкое распространенное явление в XX столетии. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергнулся человек с тех пор, как стал действительно человеком. В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животных и посредством которых оно охранялось. Такая защита, подобно Раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. В добавление к этому человек потерпел вторую потерю при последующем развитии: традиции, которые служили опорой его поведению, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт не говорит ему. что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать. Все больше и больше он начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие. В отделении неврозов Венской поликлиники моим персоналом было проведено межсекционное статистическое обследование пациентов и медсестер. Оно показало, что 55% спрошенных имеют более или менее заметную степень экзистенциального вакуума. Другими словами, больше половины испытывало потерю того ощущения, что жизнь имеет смысл.
Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки.
СМЫСЛ ЖИЗНИ.
…важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени. Постановку вопроса о смысле жизни, когда он задан вообще, можно сравнить со следующем вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: «Скажите, учитель, какой самый хороший ход в мире?» Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход, в отрыве от конкретной игровой ситуации. В отрыве от конкретной личности противника. То же самое происходит в человеческом существовании. Мы не должны искать абстрактного смысла жизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации. Поэтому человеческую жизнь нельзя переместить с мета на место, жизнь конкретного человека неповторима. Итак, задача каждого-единственна, так же как и единственны специфические возможности ее осуществления.
СУЩНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Особое значение ответственности отражено категорическим императивом Логотера-пии в следующем утверждении: «Итак, продолжайте жить дальше, раз уж вы уже дожили до
7 этого второго мгновения, даже если вы однажды и поступили столь ошибочно, как вы поступаете теперь!» Мне кажется, что ничто не может столь же сильно стимулировать чувство ответственности человека, как эта максима, которая предлагает ему, во-первых, что есть настоящее прошлое, и во-вторых, что прошлое, в свою очередь, может быть изменено и исправлено в настоящем. Такое восприятие ставит человека перед лицом ограниченности (fim-teness) жизни также как и перед лицом конечности (finality) того, что он уже успел понять в жизни и в самом себе.
СМЫСЛ ЛЮБВИ.
Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существеннейшие черты и особенности любимого человека, и более того, он видит потенциальное в нем. Т.е. то, что еще не выявлено, не должно быть выявлено. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное.
СМЫСЛ СТРАДАНИЯ.
Как только человек сталкивается с недосягаемой, неизбежной ситуацией, как только он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например, при неизлечимой болезни, или при бессилии перед стихийными бедствиями, тогда ему представляется случай актуализировать высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл страдания, потому что высшая сущность-наше отношение к страданию, отношение, в котором мы берем на себя страдание.




Помимо этого направления, В. Франкл разрабатывал еще и ряд проблем практической психологии, так, например, в 1933 г. он выполнил исследование так называемого невроза безработицы.
В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было смертельно опасно. Незадолго до этого ему предложили уехать в Америку, однако ученый отверг приглашение, поскольку на его семью оно не распространялось. Его спасла случайность: человек, оформлявший списки отправляемых в лагеря смерти, вычеркнул Франкла из списка, поскольку сам был его бывшим пациентом. Оставшись таким образом в живых, В. Франкл не оставил своей практики, наоборот, достаточно быстро он стал заведовать отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы. Возможно, это стало одной из причин того, что в 1942 г. его отправили в концлагерь. Ученый провел там три года и вышел только в 1945 г., уже после окончания войны.
После освобождения В. Франкл выпустил книгу, которая называлась «Психолог в концлагере» Эта книга создавалась им в течение трех страшных лет, сохранялась в памяти, пока наконец не появилась возможность опубликовать ее. Она сразу стала популярной, была переведена на множество языков, и ее общий тираж превысил 2,5 миллиона экземпляров.
После такого тяжелого периода жизни для Франкла наступил этап творческого подъема. В конце сороковых годов он выпустил огромное количество книг по психологии и психотерапии, по медицине и философии' «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Время и ответственность», «Психотерапия на практике».
В своей монографии «Воля к смыслу» он продолжал развивать различные аспекты теории логотерапии. Анализируя основные принципы существующих психоаналитических учений, он определил фрейдистский принцип удовольствия как волю к удовольствию, а адлеровское стремление к статусу — как волю к власти. Но он отмечал, что оба этих принципа не учитывают духовное начало человека, его стремление придать своей жизни максимальный смысл, которое В. Франкл считал основополагающим Это желание «актуализировать так много ценностей, сколь это возможно» ученый назвал волей к смыслу и считал отличительным признаком человеческого, ведь животным несвойственно искать смысл своего существования.
Классическая психотерапия, по мнению Франкла, интерпретирует эту волю к смыслу как слабость, воспринимает ее как один из невротических комплексов. Тем самым такая психотерапия, игнорирующая духовную сторону человека, ошибочно отрицает одно из основных человеческих достоинств. Применяя метод логотерапии, можно избежать этих недостатков лечения, т.к. здесь учитываются духовные особенности человека, его воля к смыслу.
В 1946 г. В. Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. Он стал преподавать в Венском университете, где в 1949 г. получил степень доктора философии. С 1950 г. Франкл возглавил австрийское общество психотерапевтов. В середине 1960-х гг. многие работы Франкла были переведены на английский язык, что принесло ему мировую известность. Он совершил две очень длительные поездки по различным странам, где читал свои лекции по логотерапии, в том числе был и в СССР.
Виктор Франкл умер в 1995 г. в Вене. Современники назвали его основателем Третьей венской школы психотерапии, поскольку созданная им концепция функционально отличается от теорий Фрейда и Адлера. В. Франкл утверждал, что основополагающим принципом существования человека является «воля к смыслу», т.е. желание максимально наполнить свою жизнь смыслом. Основываясь на этом, он создал свою оригинальную концепцию логотерапии, в которой устранил недостатки, найденные им в классических концепциях психоанализа.
Судьба ученого была действительно тяжелой. Он пережил годы нацистской оккупации, три года концлагерей, где мало кто оставался в живых. Стремление к науке, желание опубликовать мысли, зреющие в голове, поддерживало Франкла в течение этого времени. После войны он продолжил развивать свою теорию. В отличие от многих других, его концепция не содержит готовых директив и правил. На вопрос о точных приемах действия Виктор Франкл обычно отвечал: «Это все равно что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Действительно, ведь у каждого человека свой смысл жизни.

Альфрид Лэнгле
LÄNGLE Alfried, Dr. med., Dr. phil., Dr. h.c., род. в 1951, изучал медицину и психологию в Инсбруке, Риме, Тулузе и Вене, врач по терапии и психотерапевтической медицине, клинический психолог, психотерапевт, обучающий терапевт (GLE, Österr. Врачебная палата), преподаватель университетов в Вене, Инсбруке, Москве, Буэнос-Айресе; председатель и член-учредитель международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE), многолетнее личное сотрудничество с V. Frankl; соиздатель журнала "Existenzanalyse"; имеет частную психотерапевтическую практику в Вене. Генеральный секретарь Международного общества психотерапии (IFP).
Ключевым понятием экзистенциального анализа является
ЭКЗИСТЕНЦИЯ,
которая понимается как
НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ, ВОПЛОЩАЕМАЯ СВОБОДНО И ОТВЕТСТВЕННО ЖИЗНЬ В МИРЕ, С КОТОРЫМ ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ВЗАИМОВЛИЯНИИ.
За последние 15 лет экзистенциальный подход в Западной Европе получил значительное методическое развитие, в основном благодаря усилиям Общества логотерапии и экзистенциального анализа г. Вены (GLE – Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse). Так что сегодня о нем можно говорить как о самостоятельном направлении в психотерапии. Этот переход от логотерапии как некого“дополнения к традиционной психотерапии“ к статусу самостоятельного психотерапевтического направления нашел отражение также и в смене названия: “экзистенциальный анализ” (Längle, 1993;Stumm, 1994).
Цель экзистенциального анализа
Экзистенция как специальный термин обозначает действительно состоявшуюся, “полную“ или “целостную“ жизнь. В понимании экзистенциального анализа “целостным” человек является не сам по себе и не сам из себя. “Целостен” он только там, где полностью отдаётся какому-то делу или целиком предан другому человеку” (Frankl, (1946) 1982, s.160). Данный акцент подчеркивает отличие экзистенциально-аналитического взгляда на человека от других представлений о нем, где экзистенциальное измерение не принимается во внимание или недооценивается.
Подобное понимание реальности человека определяет практические задачи экзистенциального анализа. В целом они сводятся к анализу обстоятельств жизни пациента как “прояснению, раскрытию“ скрытых в ней ценных возможностей. Осуществление этих возможностей мы и называем “экзистенцией”. Цель анализа – помочь человеку научиться жить в состоянии внутреннего согласия с собственной жизнью (с “аффирмацией[2] жизни”). Теоретические разработки Франкла были подвергнуты трагическому испытанию во время его пребывания в концлагере, где он чудом избежал гибели (Frankl, 1977).

Образ человека
Человек как целостность характеризуется соединением трёх различных уровней бытия. Он является одновременно существом телесным, душевным и духовным (рис.1).

Рис. 1. Человек живёт “тремя путями”, которые хотя и образуют в нём неразрывное единство, но, тем не менее, представляют собой различные формы бытия: тело, психика и дух.

Эти три измерения находятся друг с другом в особых отношениях. С одной стороны, нельзя утверждать, что человек “со-стоит” из трёх измерений. Его единство гораздо в большей степени обусловлено тем, что духовное “противо-стоит“ психофизическому (Frankl, 1990, s.176). С другой стороны, каждое из трёх измерений человеческого бытия имеет собственную динамику, и эти три типа динамики проявляются как разнонаправленные мотивационные силы (рис.2).

Рис. 2. Динамические векторы человека на различных антропологических уровнях – модель, которая делает наглядной разницу в направленности мотиваций. Их несовпадение может приводить к напряженности и мотивационным конфликтам.

Как существо физическое человек стремится к поддержанию здоровья своего тела, причем это стремление регулируется его потребностями (например, в еде, питье, сне, сексуальных контактах, движении).
Как существу психическому ему важны ощущение витальной силы и переживание благополучия собственного тела. Он стремится к комфортным чувствам и отсутствию напряжения в соответствии с предрасположенностями своей личности. Осуществление этих стремлений воспринимается как удовольствие, неудача – как неудовольствие, напряжение, фрустрация.
Как существо духовное (Person) человек ищет смысл жизни, ценностную опору, веру, любовь, справедливость, свободу и пр.
В такого рода антропологии существенно восприятие человеком самого себя как “рулевого на психофизической лодке”, с которой он неразрывно связан. Другими словами, “духовно-экзистенциальное измерение” человека способно полемизировать с его телесно-душевным бытием. Иными словами, человек может отойти на известную дистанцию по отношению к самому себе (“самодистанцирование”, см.: (Frankl, 1990, s.234), что делает для него возможным некое общение с самим собой и определенное поведение по отношению к себе.
Такая “внутренняя открытость” человека по отношению к себе является одной из сторон духовного измерения, которое и составляет специфически человеческое начало. Другая сторона духовного измерения – “открытость миру” (Шелер). В мире человек познаёт и ощущает ценности, открывает для себя смысл ситуации, которому он может, в конце концов, полностью отдаться. Тем самым человек превосходит самого себя, т.е. преодолевает собственную замкнутость во внутреннем мире своих потребностей, желаний и напряжений (Франкл говорит в этой связи о “самотрансценденции” (1946), 1982, s.160). И тогда он становится открытым для диалога с миром (Längle, 1988, s.10 и далее).
Антропологическое основание психопатологии
Из взаимоотношений антропологических форм бытия вытекает практическое следствие. Нельзя по одному из них судить о других, поскольку они отличны друг от друга и разворачивают свою внутреннюю динамику независимо друг от друга. Если нечто на психическом уровне является приятным и желательным, то оно вовсе не обязательно “осмысленно, правильно, хорошо” на уровне духовном (рис. 3).

Рис. 3. Психическое и духовное переживания располагаются в разных измерениях. Их содержания не следует смешивать – приятное не всегда правильно (а), а осмысленное не всегда желательно и приятно (b) (по Франклу (1983).

Психически больной человек в большей степени ориентируется на приятное (например, на то, что избавляет от страха, от напряжения), независимо от того, имеет ли это смысл (Frankl, 1997; (1947) 1997). Психически здоровый человек большее значение придает смыслу ситуации. Что-то может быть правильным и иметь смысл, несмотря на неприятные переживания (например, обсуждение конфликта с целью выяснения его содержания). Эту схему можно назвать “экзистенц-аналитическим принципом желания и реальности”.


Учение о мотивации в экзистенциальном анализе
Человек как духовное существо движим, помимо телесных и психических мотивационных сил, также четырьмя фундаментальными духовно-экзистенциальными мотивами. Потребность в смысле В.Франкл выдвигает в качестве наиболее глубокой мотивации (Frankl, 1996; 1997). Современный экзистенциальный анализ называет еще три фундаментальных духовных[3] условия, которые предшествуют мотивации смысла, являясь для человека самыми глубокими движущими силами.
1. Исходным движущим стимулом служит основной, фундаментальный вопрос экзистенции: Я – здесь, но могу ли я (как целостный человек) быть здесь? Есть ли у меня пространство, защита, опора для этого? Необходимое пространство, защиту и опору человек обретает в том случае, когда ощущает себя принятым, что, в свою очередь, и его самого делает способным к принятию. Таким образом, предпосылкой способности к принятию выступает уверенность в собственном существовании; пока ее нет, человеку приходится за нее бороться. – Нарушение этого базисного экзистенциального условия приводит к страхам и образует психическую составляющую шизофрении.
2. Человеком также движет фундаментальный вопрос жизни: Я живу, но нравится ли мне жить так, как я живу? Испытываю ли я полноту существования, обладаю ли временем для того, что считаю ценным? Жизнь как ценность человек переживает, прежде всего, благодаря вниманию к себе, через близость, любовь. Это позволяет ему открыться, чтобы он, в свою очередь, мог обратиться к другим (людям, вещам). Ощущение собственной жизни как ценности – предпосылка способности повернуть себя к другому. Жизнь как ценность переживается в глубоком чувстве: “хорошо, что я здесь” (“хорошо, что я есть”). Базисное чувство собственной ценности обусловливает способность чувствовать ценность другого. – Недостаточность этого базисного чувства приводит к психическим патологиям, часто к депрессии.
3. Человеком движет и фундаментальный духовный вопрос. Я есть я – но имею ли я право быть таким, как я есть? Пользуюсь ли я уважением у других и питаю ли к себе уважение сам? Уважение возникает как из принятия себя самим человеком, так и из признания его другими. Опять же, обладая собственным признанием, легче платить признанием другим людям. Предпосылкой способности к признанию других служит уверенное разграничение своего собственного и того, что принадлежит другим. – Дефицит на этом уровне приводит к истерическому симптомокомплексу, а также к другим личностным нарушениям.
4. И, наконец, человеком движет вопрос о смысле существования(Frankl, 1979; 1983; 1996; 1997): Я здесь – но что должно из этого проистечь? Что нужно сегодня делать, чтобы моя жизнь была включена в осмысленную целостность? С чем бóльшим, чем я сам(а), я связываю себя (вплоть до религиозных связей)? Для чего живу? – Человек постигает смысл благодаря делу, ценностному выбору, принадлежности к более крупным структурам, собственному развитию и религии (Frankl, 1979). Переживание смысла облегчает согласие с миром, и помогает находить и воплощать собственный личностный смысл в конкретных ситуациях. – Непроявленность смысла существования приводит, прежде всего, к зависимостям.
По отношению к процессу обретения экзистенциального смысла три предшествующие фундаментальные мотивации играют роль предпосылок. Такой же предпосылкой служит “призыв времени”.
Практика экзистенциального анализа
Поскольку жизнь протекает в настоящем времени, исходным моментом экзистенциального анализа является “актуальное”. Однако в центр терапевтической работы ставится созидание дальнейшей жизни, т.е. будущее. “No future” (“без будущего”) означает, что экзистенция заблокирована, – состояние, равносильное утрате доступа к жизни. В каких случаях и отчего это происходит?
а) Случается, что “груз прошлого” заслоняет собой настоящее. В таких случаях экзистенц-анализ использует биографический метод, который сводится к феноменологическому анализу оставшихся не преодоленными злоключений прошлого (Kolbe, 1992). В отличие от психоанализа, экзистенциальный анализ не связывает себя с “археологией” человеческой жизни (Фрейд), ее историзмом, а, скорее, представляет собой анализ “в проекции настоящего и будущего”. Вместо систематического “прочёсывания” прошлого проясняются те области или темы жизни, с которыми связаны препятствия в настоящем. Прошлое страдание лишь до тех пор выступает предметом экзистенц-аналитической работы, пока оно остается помехой полноте жизни. Предметом анализа могут служить и определенные личностные установки, с которыми человеку никак не удается расстаться, несмотря на то, что они уже “не укладываются в жизнь”, приводя к болезненным переживаниям.
б) Травмы и искажённые установки являются, однако, не единственной причиной неосуществленной жизни. Почти всегда оказывается, что тот, кто ищет помощи у других и опирается на управление извне, не имеет полного представления о собственных способностях и реальных возможностях. В таких случаях задачей психотерапии становится поощрение человека к реализации личных способностей, а также работа с его чувствами (“Могу ли я им доверять?”), устремлениями (“Как я могу узнать, чего я хочу?”), его самопринятием и отношениями с самим собой.
в) Некоторым людям недостаёт совсем иного. Причина их страдания заключена не в их биографии или плохом знании собственных способностей/возможностей. То, чего им недостает, – ответ на главный вопрос существования “Для чего?” Страдание вызвано отсутствием или утратой базовых ориентиров. У них может быть всё, что обеспечивает их жизнь, но не иметься того, ради чего стоило бы продолжать свое существование (сравни: {Frankl, 1997, s.12}). Общество с высоким уровнем благосостояния способствует страданию, обусловленному “экзистенциальным вакуумом” (Frankl, 1997a, s.10).
В случаях блокированной экзистенции мы, в ходе аналитического диалога, ищем то, что можно назвать “жизненным следом” человека, стремясь к высвобождению и поддержке собственного жизненного чутья пациента. Когда на первый план выходит поиск новых возможностей, необходимых для того, чтобы существование человека окрасилось понятным и приемлемым для него смыслом, анализ протекает в форме “логотерапии”. “Логос” в контексте этого термина означает именно “смысл”. Иными словами, логотерапия является не чем иным, как “смыслоцентрированной психотерапией” (Франкл). Сегодня мы рассматриваем логотерапию как специальный раздел экзистенциального анализа, связанный с именем Виктора Франкла (после войны он говорил о необходимости “врачебной заботы о душе”, “врачевании души”) и в наибольшей степени им разработанный (Frankl, (1946) 1982). Сила логотерапии с особой убедительностью проявляется в случаях тяжёлых и неустранимых жизненных ситуаций (неизлечимые болезни, потери близких). Но велико ее значение и в профилактической работе, а также сферах, связанных с воспитанием. Таким образом, коротко можно резюмировать, что если в экзистенциальном анализе речь идёт о внутреннем согласии с собственной жизнью, подтверждении ее (“аффирмации”), то в логотерапии главное место отводится ее “осмысленному проживанию ”.
Психопатогенез
Экзистенциальный анализ рассматривает человека в нерасторжимости его связей с жизненным окружением. Соответственно, и лечение мыслится на основе учета всей системы отношений личности с другими людьми и миром как таковым. Душевная болезнь в понимании экзистенциального анализа всегда является следствием частичной изоляции (нарушения состояний диалога и обмена). Состояние изоляции, как правило, бывает обусловлено абсолютизацией, т.е. обособлением и преувеличением отдельных, частных потребностей человека (например, фиксации на желании иметь партнёра или ребёнка). Когда психотерапия искусственно высвобождает человека из его жизненных связей (например, путём односторонней концентрации на каких-либо потребностях, чувствах, представлениях, мыслях), человеческое бытие, с точки зрения экзистенциального анализа, фальсифицируется. Как уже отмечалось выше, логотерапия изначально выступила против подобного редукционизма в психотерапии (см.: Frankl, (1946) 1982, s.26). Делом жизни Франкла была “регуманизация психотерапии” (там же, s.242), то есть возвращение ей “экзистенциального измерения”. Имеется в виду, что человек не сводим к телесности и психическим явлениям. Он, прежде всего, – духовное существо, способное к принятию решений, любви, ответственности. … В самой глубине своей он хочет экзистенции: опоры, отношений, возможности быть самим собой, смысла (Längle, 1997). И если это желание фрустрировано, то жизнь оборачивается разочарованием и пустотой.
Такой взгляд смещает все акценты в теории мотивации. В конечном счете, решающими факторами оказываются не сексуальность, или власть, или избегание напряжения. За всеми этими мотивами стоит собственно человеческое устремление. Теоретической базой мотивационного учения, развитого в рамках экзистенциального анализа, является экзистенциальная философия (Frankl, 1967; 1990;Hofstätter, 1957;Soucek, 1948;Yalom, 1980), прежде всего идеи Макса Шелера. Оно также обнаруживает большую близость к диалогической антропологии Карла Ясперса и Мартина Бубера.
Практика экзистенциального анализа: пример
40-летняя одинокая женщина в течение многих лет страдает депрессией. “Я когда-нибудь, конечно, убью себя. Думаю, скоро. Всё бесполезно”.
Мы долго говорим об её отчаянии. При этом, на первый план выходит: “Всё бесполезно”. Она убеждена, что только то имеет смысл, что полезно. – Полезно для кого? – Полезно для меня (что значит – соответствует её собственным представлениям). – Итак, жизнь как обслуживание, как система обслуживания? …Так мы извлекаем на свет Божий её “предэкзистенциальную” жизненную позицию: “Жизнь обязательно должна быть такой, как я хочу, иначе я не живу”. В своем гневе и упрямстве она приходит к мыслям о самоубийстве.
Разве такая позиция – не “насилие над жизнью”, не отказ от доступа к ней? Кто же любит то, над чем совершает насилие? Мы с ней говорим о том, что жизнь не подчиняется нашим условиям. Она не находится в нашем распоряжении; собственно, это мы здесь находимся для нее: я здесь для того, чтобы начать мою жизнь, вместо того чтобы её ждать (“экзистенциальный поворот”). “Я ужасно злюсь на себя за то, что моя жизнь такая. Я же не сама привела себя в этот мир! Это кошмар: я здесь, без моего согласия, и мне даже нечего ожидать!” Мы стремимся к принятию нового отношения к жизни.
Вот условия, которые она выдвигает в течение последних 20 лет и на которых готова принять свою жизнь: она хочет иметь партнёра и всё ещё ждёт; и, конечно, детей. Ожидая, она застыла в озлоблении. После долгих лет разочарования она ищет успокоения в алкоголе и транквилизаторах, но поскольку и они не приносят успокоения, стремится к смерти.
В случаях такого рода “окаменения” экзистенц-аналитическая работа заключается, прежде всего, в попытке понять жизненную историю и опыт, которые привели к подобной жизненной позиции. Для этой женщины целительным было осознать, почему она такой стала и как может отказаться от установок, с которыми самым тесным образом связана большая часть её крушений? В ходе работы с биографией важно выявить в пациентке стремление к осмысленной жизни. Неудачу в этой области продуктивнее расценивать в качестве не просто одностороннего “отказа” с ее стороны, ее неудачи, но результата многих несчастий и ударов судьбы. И лишь после всего этого и терапевту и, главное, пациентке, возможно, удастся приблизиться к пониманию, каким же все-таки образом может состояться её жизнь.
Чтобы помочь ей нащупать необходимую дистанцию по отношению к собственным требованиям, используется, в частности, парадокс. “Что бы Вы сделали, если бы с этого момента знали, что Ваши требования не исполнятся никогда?” – “Странным образом у меня часто возникает мысль… мол, если бы знать, что всю жизнь буду одна, то, наверное, я бы лучше жила. Иногда я даже злюсь из-за того, что желание с такой силой во мне дает о себе знать”. Нерешительно, неуверенно пациентка позволяет себе приблизиться к новой установке – исходному принятию жизни такой, какая она есть. Она начинает понимать, что только тогда с ней и можно будет обойтись осмысленно. Мы обсудили экзистенциальный смысл жизни – сделать из того, что дано, наилучшее. “Хотите ли Вы сегодня попытаться сказать своей жизни “да”? И сделать эту Вашу жизнь, благодаря Вашему “да”, как бы партнёром, о котором Вы так мечтаете?”. – Робкое решение только на один день отказаться от потенциального мужчины и сознательно жить для себя одной принесло ей облегчение. Из одного дня получилось много дней. Она начала чувствовать тот покой, к которому стремилась. Это был не покой забытья, а покой защищенности от давления её категорических желаний, которые вытесняли действительную жизнь. Новообретенное внутреннее спокойствие открыло, наконец, доступ жизни.
Подобный терапевтический процесс может продолжаться не один месяц, иногда – при особо затвердевших установках – и не один год.
Метод и его применение
Процесс экзистенциального анализа феноменологичен в том смысле, что, во-первых, он направляется высказываниями пациента, и является, таким образом, не объясняющим, а понимающим; во-вторых, он диалогичен, так как приводит пациента к взаимодействию с его миром. Если экзистенциальный анализ используется как психотерапевтический инструмент, то логотерапия применяется чаще при консультировании и профилактической работе. Обе формы используются в индивидуальных беседах (без кушетки) или (реже) в группах. Как правило, на это отводится один час в неделю. Терапевты соблюдают правила абстиненции лишь периодами. Они – участники диалога, которые целенаправленно делятся своим пониманием, своими идеями (на основании экзистенц-аналитической картины человека) и ответными впечатлениями. В распоряжении терапевта – около десяти специальных техник и методик; разрешается также использовать техники других психотерапевтических направлений
Смысл и ценности
Как, в принципе, может быть найден смысл? – В рамках современного экзистенциального анализа существует убеждение, что эта цель становится доступной при соблюдении, по крайней мере, четырех фундаментальных условий экзистенции:
– когда человек может принять свою ситуацию;
– когда он затронут определенной ценностью;
– когда он свое поведение ощущает как своё (совесть);
– когда он осознаёт вызов, который неявно содержится в ситуации (“этот момент наступил для того, чтобы …”).
Если же эти основные, фундаментальные условия экзистенции не достигнуты, то смысл ситуации заключается в том, чтобы вначале обратиться к их выполнению. Например, смысл может заключаться в осознании субъективного чувства угрозы и неспособности принять ситуацию. Или предметом работы может стать кажущаяся ненужность всего, обесценивание, постоянно выступающее на первый план жизни. Или может стоять задача прояснения чувств и понимания причины, из-за которой переживание одиночества и отчуждённости возвращается вновь и вновь. Если у человека в каждый данный момент времени отсутствует какая-либо из фундаментальных мотиваций (одно из условий экзистенции), он не может ощущать свои действия или переживания как действительно о-смысл-енные (хотя другими людьми, а позднее и данным человеком, они могут быть восприняты в их смысловом плане).
Таким образом, из всей массы своих дел и переживаний человек субъективно воспринимает в качестве лишенного смысла то, что он (1) не может принять (например, воспитательную меру); (2) расценивает как не имеющее к нему отношения или к чему он не имеет отношения (например, задание), или (3) делает, но при этом не ощущает это дело как своё или не может нести за него ответственность. Бывает и так, что хотя поведение или переживание доставляет человеку комфорт и удовольствие, тем не менее, оно не сопровождается ни малейшим ощущением осмысленности.
Согласно Франклу, роль поворотного момента в прояснении смысла, в соответствии со второй фундаментальной мотивацией, играют ценности: “Мы неизменно осуществляем смысл бытия – наполняем наше бытие смыслом – путем воплощения ценностей” (1990, s.322). И в самом деле, то, что в наших глазах не имеет ценности, воспринимается нами и как не имеющее смысла. Таким образом, сложнейшая задача поиска смысла охватывается прагматической формулой:
Жить осмысленно – значит делать то, что ощущается и признается ценным (Frankl (1946) 1982, s.58;Längle, 1994).
Экзистенциально-аналитическое учение, в соответствии с философской традицией, определяет ценность как основание для предпочтения одного действия (одной вещи, одной формы поведения) другому/другой (Längle, 1994). На эмоциональном уровне ценность – это то, к чему человек относится неким особым образом, или, согласно М.Буберу, к чему “сердце лежит”. Наши ценности всегда активно апеллируют к нам, – призывают нас поддерживать и защищать связь с ними в течение всей нашей жизни.
Смысл всякой ситуации заключается в ее особом отношении к ценности. Эта связь должна выразиться в том, чтобы ценность получила развитие, обогатилась чем-то новым, или, по меньшей мере, сохранилась. У Франкла и на этот случай заготовлена лаконичная, но емкая формула: “Смысл состоит в том, чтобы сделать наилучшее из возможного”. Экзистенциальный смысл определяется как “самая ценная возможность в данной ситуации”.
Логотерапия подразделяет ценности на три категории (Frankl, (1946) 1982, s.39): ценности переживания, творческие ценности и ценности позиции. Каждая ситуация предоставляет возможность реализовать, по крайней мере, одну из трёх ценностных категорий и таким образом открыть ее смысл. И если даже болезнь или другое страдание делает неосуществимым созидание чего-либо осмысленного, у человека остаётся ещё одна, последняя ценность. Она проявляется в том, как он относится к своему страданию, своей судьбе (например, в случае неоперабельной карциномы или утраты близкого человека). Именно в этой позиции находит наиболее глубокое выражение подлинное отношение человека к своей жизни и к миру. Именно здесь манифестирует бессознательная вера, имеет ли “все в целом” смысл, и каков он. Здесь мы стоим на пороге религиозного смысла.
С точки зрения психологии, каждая ценность соотносится с базисной ценностью личности (Längle, 1993, s.33). Эта базисная ценность содержится в глубинном, нередко бессознательном чувстве, которое существует у человека по отношению к собственной экзистенции, определяя ответ на такие вопросы, как: хорошо ли то, что я есть? нравится ли мне жить? Тот, кто не несет в себе положительного ответа на эти вопросы, по-своему ограничен в выборе ценностей, а значит и в обретении смысла. Поэтому он живёт как бы предварительно, в ожидании какой-то другой жизни.
Экзистенциальный поворот
Без особой позиции в отношении к самому себе и к миру невозможно найти экзистенциальный смысл. Для того чтобы мир в своей самоценности мог попасть в поле нашего зрения, от человека требуется определённая дистанция по отношению к себе (самодистанцирование). По Франклу, смысл находится вовне, в мире; он не может быть выдуман или найден усилием фантазии или желаний (Frankl, (1946) 1982, s.57).Напротив, для того чтобы найти смысл, человеку требуется отложить в сторону собственные желания и идеи, и это позволит ему прийти в согласие с ситуацией. Иначе говоря, экзистенциальный смысл в качестве предпосылки предполагает состояние не столько безоглядной самореализации, сколько открытости миру. Франкл формулирует это следующим образом:
“ ... Коперниковский поворот вопроса о смысле жизни: жизнь сама ставит человеку вопросы. Ему не нужно спрашивать, – скорее, его спрашивают, а он должен отвечать на вопросы жизни, отвечать перед жизнью. Однако, ответы, которые даёт человек, могут быть только конкретными ответами на конкретные жизненные вопросы. Чтобы он мог давать эти ответы, он должен находиться в состоянии ответственности перед бытием, – в экзистенции человек через свои поступки сам становится ответами на собственные вопросы”.
Именно обращенность к миру порождает принципиально диалогический характер человеческой экзистенции (рис. 4). Эта базисная экзистенциальная позиция приводит к различению между “желать” и “хотеть”, “действовать” и “реагировать”.

Рис. 4. Человек только тогда пребывает в экзистенциально-смысловом обмене с миром, когда он коммуницирует с ним в диалоге. Условные обозначения: х – Person, y – Ситуация.

Показания и противопоказания
Как было сказано выше, экзистенциальный анализ применяется при неврозах, чувстве блокированности жизни, чувствах несостоятельности и неуверенности, психозах, психосоматических нарушениях, сексуальных расстройствах, зависимостях, личностных расстройствах, чувстве бессмысленности, кризисах (Frankl, 1997a; (1947) 1997;Längle, 1993). Кроме этого, логотерапия, как уже говорилось, применяется также в сфере социальной профилактики и педагогики.
Противопоказания связаны с некоторыми методам экзистенциального анализа. Так, например, парадоксальная интенция противопоказана в случае суицидальной угрозы или психозов, а работа с биографией – при высоких ситуационных нагрузках, так как она может вызвать у пациента состояние перенапряжения и даже способствовать повышению суицидального риска.
Оценка эффективности терапии
В логотерапии и экзистенциальном анализе разработана, с учетом специфики предмета, система оценки эффективности их методов. Она включает около десяти тестов. Одни из них создавались на основе теоретической базы(см.Längle, 2000), другие – эмпирически (Frankl, 1996).
В рамках феноменологического подхода классической областью исследования эффективности является изучение отдельного случая. К 1993г. нами собрано 126 подобных случаев (Längle, Görtz, 1993). Опубликовано 9 качественных исследований групп, 16 исследований по одной группе и 7 – по нескольким группам. Ещё одно обширное исследование находится в стадии работы. В среднем, приблизительно в 75% случаев, при разном количестве затраченного на терапию времени, наблюдались удовлетворительные результаты с точки зрения как пациента, так и терапевта (при простых и относительно свежих нарушениях – 10 сеансов; в случае хронифицированных неврозов – примерно 30 сеансов; более тяжёлые расстройства личности, включая шизофрению, требуют многолетней терапии).
Кроме того, опубликовано около 100 работ о воздействии метода парадоксальной интенции (Längle, Görtz, 1993). Эффективность этого метода продемонстрирована отдельно для различных диагнозов. Сочетание техник поведенческой терапии и парадоксальной интенции оказывалось значительно эффективней, чем применение каждой из них по отдельности.
Актуальное состояние и перспективы развития
Родоначальником экзистенциального анализа и логотерапии Виктором Франклом написано более 400 статей и 31 книга, и то и другое существует в переводах на 24 языка. До 1995 г. Институт им. Виктора Франкла издал около 130 книг других авторов по вопросам логотерапии и экзистенциального анализа. В этой области написано примерно 150 диссертаций и дипломных работ.
Учение Франкла, которое создавалось, скорее, как философская, нежели психотерапевтическая школа, получило дальнейшее развитие, прежде всего, в Венском объединении экзистенциальных аналитиков (GLE), причем, за счет главным образом индивидуального экзистенциального анализа (Längle, 1993). Благодаря этому направлению работы был значительно расширен методический инвентарь экзистенциально-аналитической психотерапии. В настоящее время проводятся исследования по экзистенциальной терапии личностных расстройств, эмпирические исследования по обеспечению качества и эффективности психотерапевтической практики, а также образования, изучаются возможности и успешность применения экзистенциального анализа и логотерапии в условиях стационара, проводится скрининг состояний смысловой фрустрации среди населения.
Экзистенциальный анализ и логотерапия распространяются на всех континентах. В Австрии и кантоне Берн данный метод признан на государственном уровне как один из главных в психотерапии. Создан международный союз экзистенциально-аналитической психотерапии (ISEAP) .
4 фундаментальные мотивации по А. Лэнгле:
1. Могу ли я быть в этом мире?
2. Нравится ли мне моя жизнь?
3. Имею ли я право быть собой?
4. Что я должен делать? (вопрос к будущему)

2 комментария:

  1. ..."В мире есть нечто большее, чем мы можем видеть"... Карлос Кастанеда

    ОтветитьУдалить
  2. Глубинные проблемы психоматики возможно требуют более пристального внимания и уровня диагностики, общение с психотерапевтом это конечно лучшее средство

    ОтветитьУдалить